1 год
Ребёнок должен лепетать, произносить повторяющиеся слоги, например, мама. Если этого не происходит, необходимо провести комплексную диагностику. Важно исключить глухоту, а значит придётся в первую очередь обратиться к отоларингологу, после - к невропатологу. Если они не выявят нарушений, отведите ребёнка к логопеду.
2 года
Малыш произносит меньше десяти слов или вовсе молчит.
3 года
В этом возрасте логопедическая диагностика обязательна, даже если всё хорошо: порой, проблемы не лежат на поверхности. Помимо этого, срочное обращение к специалисту необходимо, если ребёнок не говорит фразами, заменяет один звук другим, общается на своём собственном языке. Полное молчание – опасный сигнал, который может оповещать о тяжёлых нарушениях общего развития.
4 года
Невнятная речь, невозможность произнести некоторые звуки, проблемы с ответами на простые вопросы взрослых – повод идти к специалисту.
5 лет
Шепелявость, гнусавость, скудный словарный запас и мягкое произношение звуков, например, «щапка» или «лямпотька» - основные тревожные признаки в этом возрасте.
6 лет
Для дошкольника в таком возрасте посещение логопеда вновь обязательно. Родителям нельзя игнорировать даже незначительные отклонения от нормы. Совсем скоро ребёнок отправится в школу, а значит, ему просто необходимо уметь общаться со сверстниками и взрослыми, в противном случае это повлечёт за собой целый ряд проблем. Признаками нарушений у шестилеток являются невозможность пересказать даже небольшой текст или запомнить стихотворение, односложные ответы на вопросы и скудная речь.
7-10 лет
Зеркальное письмо, трудности в освоении чтения и письма при хорошем интеллекте могут стать поводом для обращения к логопеду.